Перейти к содержимому


Беспорядки в Армении, Азербайджане, Киргизии, Белоруссии & Украина демонстрируют, что спустя три десятка лет Советский Союз все еще ра


  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 sparling-05

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 754 сообщений
  • LocationМосква

Отправлено 13 Октябрь 2020 - 11:37

Беспорядки в Армении, Азербайджане, Киргизии, Белоруссии & Украина демонстрируют, что спустя три десятка лет Советский Союз все еще распадается


Изображение

на Фото разбитое окно после недавней бомбардировке Степанакерта, само-провозглашенная республика Нагорный Карабах, Спутник/ Асатур Есаян

Пол Робинсон, профессор университета Оттавы. Он пишет о русской и советской истории, военной истории и военной этике.

Внезапный коллапс СССР в 1991 создал множество слабых стран без объединяющей национальной идентичности и сильного центрального государства. Конфликты будут продолжаться до тех пор, пока мир не признает существующую реальность.

Война между Арменией и Азербайджаном. Насильственные протесты в Киргизии. Массовые демонстрации в Белоруссии. В этом месяце страны бывшего СССР снова вышли в заголовки новостей. Если добавить войну низкого уронвя интенсивности на Восточной Украине и нерешенные конфликты в Молдавии и Грузии, то недавние волнения высвечивают продолжающуюся нестабильность на том пространстве, которое Россия называет «ближним зарубежьем».

Одно из общих объяснений подобной уязвимости состоит в том, что возлагается вина на Российскую Федерацию и ее неспособность принять утрату империи. Россия, как утверждается, провоцирует проблемы у ближайших соседей с целью воспрепятствовать странам бывшего Советского Союза перейти к демократии и интеграции с западными организациями.

Возможно, в этом есть элемент истины — поддержка Россией повстанцев Донбасса является примером, но всего лишь небольшим. Проблемы в Азербайджане, Армении Киргизии и Белоруссии никак не обязаны российскому вмешательству. Да и Россия не единственная внешняя сила, вовлеченная в ближнем зарубежье. Западные государства тоже играют свою активную роль в регионе, особенно заметно на Украине, а Турция заслуживает особого обвинения за бои между Арменией и Азербайджаном.

Учитывая участие столь многих внешних сил, можно понять - корни проблем региона лежат в том, что он стал геополитическим полем боя. Опять-таки, это лишь частично верно. Внешние действующие лица могут усугубить и продлить внутренние конфликты, но не создать их. Корни нестабильности лежат внутри самих стран бывшего Советского Союза.

Этот вывод приводит к еще одному популярному объяснению, а именно : первой причиной конфликта в развивающемся мире является отсутствие демократии. Говорят, что это ведет к коррупции, стагнации и недовольству масс, что в свою очередь приводит к политическому насилию.

На первый взгляд это звучит убедительно. Однако, более глубокий анализ показывает, что эта теория весьма некорректна. Киргизия — одна из наиболее демократических стран Центральной Азии, но одновременно и самая бедная и крайне политически нестабильная, она пережила три революции за 15 лет. В то же время Украина проводила намного более конкурентные выборы, чем ее соседи Россия и Белоруссия, и все же пострадала от двух революций и гражданской войны. Не существует очевидно корреляции между демократией и стабильностью.

Еще следует посмотреть на проблему сквозь линзу пост-колониализма. Бывший Советский Союз можно рассматривать, как испытывавшего те же проблемы, что и бывшие британские и французские колонии после того, как они получили независимость. Слишком часто демократическая система, оставленная колонизаторами, быстро рушилась при череде военных переворотов, революций и восстаний. Это объясняется различными факторами: например, искусственные границы, которые не совпадали в этническими границами, слабые государственные институты и повальная нищета.

Можно увидеть аналогичную динамику и на пост-советском пространстве. Республики, получившие независимость в 1991/92 во многих случаях были лишены ясно определенной и установленной национальной идентичности или содержали крупные этнические меньшинства. К тому же у них отсутствовали и традиции государственности, и сильные институты — основной организацией, которая ранее держала их вместе, была Коммунистическая партия, которой больше не существовало.

Все это имело значение и продолжает иметь значение, поскольку легитимность правительства является следствием не только конкурентных выборов. Она основывается и на ощущении, что правители страны представляют народ, его культуру и ценности, равно как и на осознании, что они способны создать компетентное правительство. В отсутствии объединяющей национальной идентичности и сильного центрального государства, легитимность переходит к внутригосударственным структурам, и общество раскалывается.

Проблема, с которой столкнулись государства бывшего Советского Союза в том, что на преодоление этих ограничений уходит очень много времени, а попытки это сделать часто вызывают неприятные последствия, особенно, когда прилагаются усилия навязать основную национальную идентичность не желающему того населению. (или, по крайней мере, населению, часть которого этого не желает). В подобных случаях группы недовольных берут дело в свои руки путем отделения, революции или других политических акций.

И словно этого недостаточно, международная система просто не подготовлена справляться с возникающими в результате этого конфликтами. Это особенно верно, когда речь идет о сепаратизме и перечерчивании границ. До 1945 войны часто заканчивались передачей территории, что отражалось в договоре между победителем и проигравшим. Однако в современную эпоху территориальная целостность государств стала сакральным элементом международного порядка. Потерпевшие поражение страны просто отказывались признавать утрату территории, а другие государства поддерживали их в этом отказе.

Результатом стала своеобразная характеристика пост-советской эры, так-называемые замороженные конфликты, когда отколовшиеся территории добивались де факто независимости, но не могли получить признание. Соответственно, они существуют в долгосрочной неопределенности, при которой могут зачастую выжить только посредством незаконной экономической деятельности. Ни они сами, ни международное сообщество в целом не могут выиграть от того, что не признают существующую реальность. Но раз за разом приверженность принципу территориальной целостности перевешивает достижение мира.

Конечно, ни один из факторов сам по себе не объясняет продолжающиеся проблемы, с которыми столкнулись пост-советские государства. Скорее, сказываются различные комбинации разных проблем в каждом из случаев, обеспечивающих разнообразие конфликтов, что мы и наблюдаем. К сожалению, это означает, что легких ответов не найти.

источник

Сообщение отредактировал sparling-05: 13 Октябрь 2020 - 11:38

Ничто нас в жизни не может вышибить из седла...





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных